Когда в разговорах всплывает жизнь в царской России, то многие вспоминают про высокие урожаи зерновых, огромные успехи в выплавке чугуна и стали, достижения русской военной науки и что-то в этом духе. Между тем в истории нашей страны была ещё одна интересная страница — автомобильная.

Речь идёт о российских автомобилях, выпускавшихся в империи в 1909−1917 годах под маркой «Руссо-Балт».

Следует заметить, что к мировой автомобильной промышленности Россия присоединилась не сразу. Возможно, привычных лошадей и повозок у нас в стране было много, как, впрочем, и различных судов для перевозки людей и грузов. Да и железных дорог к описываемому моменту в империи выстроили изрядно.

В общем, в силу сложившихся обстоятельств машины в России стали изготавливать с некоторым отставанием от ведущих мировых держав.

В те годы в Риге существовал Русско-Балтийский вагонный завод. Однако изготавливал он не только вагоны, а и всякие другие механизмы, весьма нужные для промышленности и сельского хозяйства.

Описываемое предприятие даже по нынешним меркам было весьма приличным, ведь занимало оно площадь около 20 гектаров, а трудилось там примерно 4000 человек.

В ту пору одним из членов правления завода был Михаил Шидловский, хорошо знакомый с достижениями мировой технической мысли. Он и озвучил первым ту мысль, что неплохо было бы в Риге наладить производство непривычных (но перспективных) автомобилей.

Русско-Балтийский вагонный завод. Фото 1909 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Мысль эта была вполне разумной. На вышеупомянутом заводе имелись для этого квалифицированные кадры. Кроме того, Рига была тогда весьма важным портовым городом, через который шли различные грузы в разных направлениях. То есть можно было и комплектующие получать через порт для производства, и готовые машины отправлять на продажу за границу опять же морским путём.

Читайте также  Как часто кинематограф путешествует во времени?

В общем, дело не стали откладывать в долгий ящик, и 8 июня 1909 года был готов первый русский серийный автомобиль. А затем появились и второй, и третий, и десятый…

В те годы, конечно же, автомобили были несовершенны. Это легко понять, если вкратце привести тактико-технические данные одной из моделей «Руссо-Балта».

  • Мест в машине было 4, а дверей было всего три. Водитель сидел впереди один, а пассажиры — сзади.
  • Масса автомобиля составляла почти 1200 кг (не так уж и много даже по нынешним меркам), а его длина доходила до 3,6 метров.
  • Дело было давно, и поэтому скорость автомобиля (даже максимальная) едва доходила до 60 км/ч. Но и это было неплохо, если учесть, что дорог с твёрдым покрытием имелось крайне мало.
  • Расход топлива у машины превышал 16 литров на 100 км, посему бак на это средство передвижения устанавливали объёмом в 80 литров.

Руссо-Балт С-24/40
Фото: ru.wikipedia.org

Следует заметить, что большинство историков автомобилестроения согласны с тем, что «Руссо-Балты» получились надёжными и довольно интересными моделями. Одна из рижских машин, кстати, в 1910 году даже покорила вулкан Везувий.

Неудивительно, что совсем скоро русское военное ведомство обратило внимание на автомобили рижского завода и стало их понемногу закупать. Разумеется, после проверки на своих полигонах.

В это время отношения России и Германии были вполне конструктивными. Однако наши военные аналитики предупреждали, что военный конфликт с немцами вполне возможен.

Посему военные устроили проверку рижского предприятия с целью выяснить, насколько «Руссо-Балт» был отечественным продуктом. Результат проверки вполне удовлетворил наших генералов, так как практически все детали имели российское (имперское происхождение). Исключение составляли радиаторы, манометры и магнето для запуска двигателя.

Читайте также  Почему Иркутск называли сибирским Парижем? Интересные места города

Однако скоро (до начала Первой мировой) рижский завод стал производить радиаторы, а один из российских заводов освоил выпуск манометров. Так что импортозамещение в данном случае не стало пустыми словами.

  • Сохранившиеся в архивах данные говорят, что всего рижским заводом было выпущено 625 машин, а возможно, и немного больше, так как некоторые могли не попасть в списки. Из этого количества автомобилей военные приобрели 412 транспортных средств.

Руссо-Балт С24/40 Кегресс, 1913 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Интересно, что в Риге успели до распада империи собрать 20 пятитонных грузовиков, а также 19 двухтонных.

А потом… Потом случилась революция, распад страны, затем — её соединение, и другие потрясения. Про автомобили «Руссо-Балт» понемногу забыли.

Да, после войны, уже в наше время, были попытки создать штучное производство ретро-машин «Руссо-Балт». Мелькала даже информация о том, что завод создадут с нуля в новом месте и под новые модели, и лишь имя «Руссо-Балт» будет напоминать нам о славной истории некогда крупного предприятия.

А может, время для этого ещё не пришло, но придёт совсем скоро?