День рождения российской морской пехоты празднуется 27 ноября — именно в этот день в 1705 году Петр I официально приказал «учинить полки морских солдат», то есть отдельный, новый род войск. Но на самом деле честь создания морской пехоты принадлежит не первому российскому императору, а его отцу — Алексею Михайловичу, за добродушный характер и христианское смирение прозванному Тишайшим.

Именно Тишайший государь начал те самые преобразования России, которые блестяще завершил Петр I. И так как результат проявился только во времена Петра, о Тишайшем тихо забыли. А зря.

Алексей Толстой в своем знаменитом романе «Петр I» прекрасно популяризовал историю петровского периода. Талант писателя был настолько велик, что многие склонны забывать о том, что «Петр I» — все же художественное произведение, а вовсе не точный исторический трактат. И вот Толстой весьма живо описывает, как Петр мечтает о создании военно-морского флота, о господстве на морях, как он строит первый «настоящий» военный корабль «Гото Предестинация». Но несмотря на художественность описания, с исторической точки зрения оно в корне неверно.

Военные корабли как таковые существовали в России задолго до Петра I. Взять хотя бы струги, на которых Степан Разин совершил знаменитый Персидский поход и играючи разгромил эскадру противника, вдвое большую по количеству кораблей. Или поморские ладьи, пинежские кочи, предназначенные для плавания в северных морях — эти суда имели ледовую защиту. Правда, настоящими военными кораблями и струги, и кочи назвать трудно. Это были суда многоцелевого назначения: торговые, военные, представительские и так далее. То есть у них отсутствовало то, что сейчас называется специализацией.

Алексей Михайлович Тишайший был первым русским государем, который не просто пожелал господства в Каспийской акватории, но и достиг его. Он попросту построил первый русский военный корабль — «Орел». В 1667 году, 14 ноября, в селе Дединове на Оке, в окружении дубовых лесов (прекрасное сырье для корабельного строительства тех времен) был заложен этот корабль. Спуск на воду состоялся 25 мая 1668 года. Руководил строительством корабля боярин А.Л. Ордин-Нащокин, чем и заслужил почетное вечное место в истории России.

Читайте также  Как зарождался подводный флот России? Интересные факты из истории флота

Любопытно, что первый русский военный корабль именно строился на российской верфи. Хотя гораздо проще было бы приобрести судно, к примеру, в Голландии. Однако Тишайший государь не собирался создавать игрушку в одном экземпляре, он мечтал о военно-морском флоте, и «Орел» должен был стать первой ласточкой этого флота. Но флот не покупают, его строят своими силами. И решались сложные инженерные задачи, обучались мастера — не ради одноразовой постройки корабля, а с дальним прицелом — ради создания целого флота.

Говоря о «своих силах», которыми осуществлялась постройка корабля, ради справедливости следует заметить, что Ордин-Нащокин не зря был назначен руководителем строительства «Орла». Это назначение напрямую было связано с его должностью главы Посольского приказа. Афанасий Лаврентьевич не был ни моряком, ни инженером, он был специалистом по международным отношениям, в частности — по найму специалистов за рубежом. В наше время его назвали бы «head-hunting» — охотник за головами. Пользуясь своими зарубежными связями, Ордин-Нащокин нанял в Голландии всю команду специалистов по строительству и эксплуатации судов океанского класса. Дело в том, что в качестве прототипа «Орла» был выбран голландский пинас, отличавшийся хорошей грузоподъемностью (вещь необходимая для корабля, на котором планируется установка серьезной артиллерии) и небольшой осадкой (судно предназначалось для довольно мелководной акватории Каспия). Именно эти особенности «Орла» и потребовали привлечения иностранных специалистов, с чем Ордин-Нащокин справился блестяще.

Так что «свои силы» были не вполне свои, но в процессе работы обучались и русские специалисты, и следующие корабли могли бы быть построены уже без иностранного участия. Не зря же Алексей Михайлович Тишайший тратил свое драгоценное государственное время на создание и утверждение 34 пунктов корабельного Устава. Государь мечтал о выходе к морям, мечтал о господстве России не только на Каспии, но и на Черном, и на Балтийском морях. Но к войне за эти моря следовало тщательно готовиться, это было дело долгое, дело будущего. Алексей Михайлович просто не успел — он умер 8 февраля 1676 года. Но базу для будущих завоеваний морских путей сообщения для России закладывал тщательно.

Читайте также  Путешествие по России. Белгород, Елец, Рамонь - почему их надо посетить?

Именно частью этой базы на будущее и было создание морской пехоты. До «Орла» русские корабли имели обычные команды из серии «и жнец, и швец, и на дуде игрец» — моряки, они же купцы, они же солдаты. «Орел» — дело другое. Его команда служила по постоянному контракту, то есть это уже были профессионалы, чье дело было узкоспециализированным — корабль и только. Для военных целей «Орлу» была придана команда стрельцов — вот они-то и стали первыми морскими пехотинцами в истории России. Стрельцов как раз корабль не касался, их дело было сугубо военное, включающее, кстати, и десантные операции.

И «Орел» со своими десантниками выполнил-таки поставленную задачу — обеспечил России господство в Каспийской акватории. И хотя одна капля дождя не делает, этот корабль был очень увесистой каплей, которая и спровоцировала дальнейшие действия Петра I. К тому же, первому императору российскому уже не нужно было ничего придумывать — перед глазами был готовый образец.

«Орел» стал «букварем» военно-морского флота России, началом, приведшим впоследствии к созданию знаменитых флотов Петра Великого и русской военно-морской пехоты.

Конечно, по справедливости днем рождения морской пехоты России следовало бы считать тот день, когда «Орел» был спущен на воду — 25 мая 1668 года. Но справедливость в истории — понятие редкое, и праздником морской пехоты стал день, оговоренный указом Петра I — 27 ноября. Собственно говоря, это тоже нельзя назвать неверным, ведь Алексей Михайлович Тишайший, создав новый род войск, таковым его не назвал и соответствующего указа, оговаривающего права и обязанности морской пехоты, не издал. Так что и празднует Россия День морской пехоты в полном соответствии с заветами Петра I.

И все же, не стоит забывать об «Орле». Не будь этого корабля и первого подразделения морской пехоты на нем, кто знает, как сложилась бы морская история России.