В 1929 г. на участке Москва — Мытищи пошел первый пригородный электропоезд, а в 1960 г. был электрифицирован последний, одиннадцатый железнодорожный радиус — Арзамасский, от Москвы до станции Черусти.

Железные дороги Московского узла перевозят в пригородном сообщении почти 450 млн. пассажиров за год (1967 г.) против 13 млн. пассажиров в 1913 г.

По мере совершенствования пригородных транспортных сообщений раздвигаются границы агломерации, а затраты времени для поездки в Москву на работу остаются относительно постоянными в течение нескольких десятилетий. Средние затраты времени составили в 1920 г. 88,5 минуты, в 1940 г.— 75,9 минуты, в 1960 г.—77,2 минуты. Крупные центры Подмосковья, такие, как Подольск, Электросталь, Загорск, Раменское, Мытищи, Люберцы, Красногорск и другие, сами формируют собственные ареалы трудового тяготения, обычно вытянутые вдоль дорог. Таким образом, Московская агломерация— это сложное переплетение не только производственных, но и трудовых связей, территория взаимосвязанного расселения.

Интенсивный, огромный по масштабам обмен работающим населением привел к тому, что занятые вне данного города или поселка составляют значительную долю его работающих жителей. Так, например, в 1958 г. 32% всех работающих жителей Мытищ выезжало на работу за пределы города, преимущественно в столицу. В городе Реутове эта доля составляла 40%. С другой стороны, каждый шестой из работающих в Москве живет за городом.

Читайте также  Почему в России нет памятников Ивану Грозному?