В последнее время в Интернете я часто встречаю высказывания о том, что в Российской империи военный флот был отсталым и примитивным. А один представитель молодого поколения даже выразил мнение, что в период Русско-японской войны орудия на кораблях стреляли ядрами. И это не удивительно, ведь мало кто знает о том, что уже в начале ХХ века военное ведомство Российской империи задумывалось о создании собственного подводного флота.

Из книг и Интернета мы знаем об истории ВМФ Советского Союза. Но в то же время информации о подлодках царской России очень мало. Подробно описана лишь трагедия первой русской подводной лодки «Дельфин».

Изучив соответствующую литературу, я нашла очень ценную в этом отношении книгу В. В. Балабина «Подводные лодки зарубежных проектов в отечественном флоте». Именно на информацию, изложенную в ней, я буду ссылаться в своей статье.

Оказалось, что подлодок в Российской империи был не один десяток. Многие из них прослужили недолго и бесславно, но о некоторых из них я нашла интересные, на мой взгляд, факты.

Еще в Русско-японскую войну во Владивостоке был создан отряд подлодок. Только вот вступить в бой с противником им так и не довелось. Корабли патрулировали прибрежные зоны и являлись, по сути, средствами устрашения японцев.

В то же время подводники проводили тренировки личного состава и эксплуатационные испытания лодок.

Так подлодка «Щука» (американская фирма «Гогланд») участвовала в отработке плавания в зимнее время и подо льдом. Было доказано, что такие суда не боятся сильных морозов.

Подводная лодка «Кефаль» в Золотом Роге
Фото: Источник

Подводная лодка «Кефаль» (фирма «Гогланд») в декабре 1908 года в прибрежной зоне Владивостока смогла пробить сплошной лед небольшой толщины.

Читайте также  Как подготовиться к путешествию в Африку?

Были в период становления российского подводного флота и весьма необычные ситуации.

Подлодка «Форель» (немецкая фирма Ф. Круппа) была подарена России за заключение выгодного контракта на производство подлодок немецкого проекта. Это единственная лодка-подарок в истории ВМФ России.

Подлодка «Святой Георгий» итальянской фирмы «Фиат» была спущена на воду в 1917 году, в разгар Первой мировой войны. Экипаж совершил переход из Италии в Россию, пройдя 500 миль и избежав встречи с немецкими подлодками. Этот рекорд среди неатомных подлодок ее же водоизмещения до сих пор не побит. Экипаж был щедро награжден. В 1920 году подлодка вошла в состав Северного Флота Советской России и прослужила еще 4 года.

Необычный случай произошел в 1914 году, когда фирма «Фиат» спустила на воду т.н. «Заказ № 43», предназначенный для России. Началась Первая мировая война, поэтому Италия не имела права передать лодку заказчику из-за нейтралитета. В дело вмешался отставной мичман итальянского флота Анжило Беллони. Он решил тайно перегнать лодку в Россию. Но в самый ответственный момент команда его не поддержала и вернула лодку в порт. В итоге ее включили в состав ВМФ Италии под названием «Аргонаут».

Подводные лодки Сибирской флотилии во Владивостоке, 1908 г.
Фото: Источник

Были в период становления российского подводного флота и трагические случаи. Лодка «АГ-15» затонула при срочном погружении во время учебного плавания. Трое членов экипажа, в том числе и командир, спаслись. Через три часа на глубине 27 метров произошел пуск учебной торпеды с запиской, где указывалось, что в носовом отсеке находятся 11 выживших моряков. Спустя 10 часов, не дождавшись помощи, все они самостоятельно спаслись с помощью воздушного пузыря. Погибло 18 человек.

Читайте также  Что связывает Россию, Америку и киберпанк? Хроники вероятного будущего

Некоторые подлодки проекта АГ «Американский Гогланд» участвовали в Великой Отечественной войне. Они прорывались в осажденный Севастополь с грузами. Лодка, переименованная в «А-5», удостоилась Ордена Красного Знамени. Некоторые подлодки данного типа прослужили около 30 лет.

В некоторых источниках имеются сведения, что среди российских моряков существовало недоверчивое отношение к службе в подводном флоте. По этой причине в команду набирались офицеры и матросы из добровольцев. Даже встречаются сведения, что и жалованье подводники определяли себе сами. Расчет был на то, что они все равно рисковали жизнью и могли погибнуть в любой момент. Возможно, это только легенда.

Человеком, по-настоящему одержимым идеей создания подводного корабля, был военный моряк, кораблестроитель М. Н. Беклемишев. Он занимался проектировкой подлодок, усовершенствованием зарубежных конструкций и обучением команд. Михаил Николаевич считал, что за подводными кораблями будущее.

Михаил Николаевич Беклемишев
Фото: ru.wikipedia.org

Вот и получается, что Российская империя развивала военные ресурсы в соответствии со временем. Пусть подводные лодки и были зарубежных проектов, но их эксплуатация не прошла бесследно для истории ВМФ. Это был опыт проб и ошибок.

Иностранки достраивались, совершенствовались. Их доработанные проекты и стали основой подлодок, экипажи которых отважно сражались в Великой Отечественной войне, были «грозой» американского ВМФ в период Карибского кризиса и, наконец, атомных субмарин, которые демонстрируют всю мощь современного ВМФ России.